Статьи

В подмосковных Мытищах художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский снимает фильм для взрослых. Он называется «Между нот, или Тантрическая симфония».

Дом и двор, где идут съемки находится в частном секторе. На участке располагается небольшой пруд, баня и много цветов. Пройти на территорию можно совершенно спокойно - никакой охраны нет.

Кадры со съемок

Мы попросили Бориса Грачевского подтвердить или развеять распространившуюся в интернете информацию:

- Борис Юрьевич, говорят, что этот фильм вы снимаете по истории из своей жизни – это правда? (Режиссер недавно пережил развод с актрисой Анной Панасенко, которая моложе его на 37 лет)

– Это не так, - ответил Грачевский. – Задумка снять фильм о любви людей с большой разницей в возрасте появилась у меня около десяти лет назад, и никак руки не доходили всерьез ею заняться. Хотя, конечно, схожесть с настоящей жизнью есть.

Кадры со съемок

Кадры со съемок

Снимается эпизод, когда композитор, которого играет Андрей Ильин, отказался из-за девушки ехать на гастроли.

Кадры со съемок

Владимир Долинский играет музыкального агента

Кадры со съемок

Владимиру Долинскому удалось так точно передать все эмоции своего героя, что смехом заливалась вся съемочная группа.

Дата публикации: 07.08.2014 - 19:45

Борис Грачевский, создатель знаменитого «Ералаша», дебютировал в режиссуре фильмом «Крыша», который рассказывал о сложных взаимоотношениях подростков и их родителей, а вышел на экраны в 2009 году. Спустя пять лет Грачевский снова решил занять режиссерское кресло: сейчас в Москве проходят съемки картины под названием «Между нот или тантрическая симфония». Это уже будет «взрослый» фильм – о любви немолодого, известного на весь мир композитора и юной провинциалки. Мы посетили съемочную площадку картины и поговорили с Борисом Грачевским о рэпе, безысходности, молодом поколении, разновозрастных отношениях и о том, что происходит с детским кино в России.

Борис Грачевский: «Нельзя за три копейки снять кино»

Ваш режиссерский дебют рассказывал об отношениях подростков с родителями. Это казалось вполне логичным, учитывая ваш большой опыт создания киножурнала «Ералаш». Почему вы сейчас снимаете фильм далекий от этой тематики - про отношения взрослых людей, любовь?

Для меня, наверное, самым главным в жизни и в кино являются взаимоотношения людей. Я давно, почти 10 лет, пытался что-то придумать о том, как возможно счастье между двумя людьми разного возраста. Но, к великому сожалению, правда есть правда: в такой ситуации все разваливается. Эта история оказалась даже слегка автобиографичной (этим летом Грачевский развелся со своей 27-летней женой – прим.ред.) Я придумывал все абсолютно сам, но слегка, так сказать, беря что-то от поведения моей тогдашней жены. Для меня было важно показать взаимоотношения двух разновозрастных людей, когда каждый получает колоссальный интерес от встречи с другим, ибо возраст – это интеллект, знание, возможность передать то, что знаешь. Поэтому мне было важно показать, что человек, который знает все о любви, не просто пользуется молодым здоровьем, а хочет как-то еще и обогатить этого человечка. А этот человечек воспринимает все тепло и радостно, наивно и смешно, и все ее истории, очень простые, но она обогащает его этими милыми дурацкими историями, которые одна смешнее другой. И даже во всех тех трогательных глупостях, которые она говорит, есть свое очарование.

То есть она для вас - представительница молодого поколения. Вы можете его как-то охарактеризовать? Кажется ли вам, что оно чем-то, условно говоря, хуже вашего?

Вы знаете, когда я узнал, что Сократ ругался, что новое поколение ничего не понимает, я просто рухнул. Представляете, сколько веков прошло с тех пор, когда жил Сократ? Конечно, трудно, но важно и нужно понимать их. Вот я не понимаю рэп, но уважаю молодежь за их интерес к этой абсолютной глупости и безысходности. Ведь когда соберутся люди, выпьют или просто посидят, и им захочется спеть, они же не будут петь рэп, они будут петь «Вот кто-то с горочки спустился», «Старый клен» или «Надежда – мой компас земной», а хип-хоп они петь никогда не будут. Конечно, я внимательно слежу за современными тенденциями, потому что работаю с детьми, мне очень важно, что сегодня дети делают, чем увлекаются. И я все это знаю – все эти гаджеты чертовы, я в курсе всех событий, у меня нет вопросов. И если они все к этому пошли, значит это надо уважать хотя бы. Я всегда говорю: уважайте интересы детей, не давайте им садиться на шею, но уважайте их! Они такие же люди, только маленькие, это очень важно. Это касается и молодежи. Нужно быть уважительным к тому, чем они увлекаются, чем они заняты. Наверное, это главное – понять. Поэтому мне бы хотелось увлечь этой картиной и молодежь, которая будет следить за главной героиней, за тем, что она говорит и как себя ведет. Вот у нас есть сцена в опере, и там она ляпнет такое, что рухнут все. Она там вспоминает, глядя на канаты, такую историю, что ого-го! Эта девочка обладает удивительной простотой, нежностью, которые, к сожалению, приведут к трагическому взрыву. Есть известное выражение «Кому летать, тому летать, а кому ползать – ползать». И в фильме есть замечательная фраза. Она говорит: «Ты, как туфли, новые, блестящие, красивые, а натирают до крови». Вот до крови ей больно в этом приличном, интеллигентном месте, ей хочется быть тем, кто она есть. Летать – летающим, а ползать – ползающим. Вот собственно и вся история. И эта история для меня важна.

Кадр из фильмаПочему вы выбрали в качестве главного героя композитора? Был ли у него какой-то прототип?

Главный герой нашего фильма – великий композитор класса Шнитке,Губайдулиной, он мирового класса, его все знают, все уважают, его музыка, может, не всем понятна, она сложна и непроста, но это музыкант мирового уровня. Некоторые говорят, что он похож на меня, но это все глупости. Для меня музыканты – это великие люди, которые знают музыку и понимают ее. Я обожаю классическую музыку, я очень дружил сМарком Минковым, нашим великим композитором ушедшим. ИАлександр Клевицкий, он не просто композитор, он мой близкий друг, мы с ним каждый день минимум по 10-15 минут беседуем о жизни.

Столь интересное название фильма – «Между нот или тантрическая симфония» - кто придумал?

Да все я придумал сам. И эмблему фильма сам нарисовал. Кому показалось «между ног», пусть так и думает. Дело, конечно, между нот. Он, закрывшийся ото всех, оставил музыку, оставил все ради любви, ради нее. И это очень важно. У него есть секретная комната, про которую никто никогда не мог понять, а он открыл ее только ей.

Вы как себя комфортнее чувствуете – в качестве сценариста, продюсера, режиссера?

Меньше всего я чувствую себя продюсером. Знаете, у Ахматовой: «Я притворюсь беззвучною зимой и вечные навек захлопну двери, и все-таки узнают голос мой, и все-таки опять ему поверят». Вот это мне важно. Я хочу услышать свой голос, что-то сделать, оставить важное, нужное, полезное. Нельзя жить, не оставляя след. Я хочу что-то сказать, что-то объяснить, чем старше я становлюсь тем больше мне хочется отдать то, что я знаю. Как говорили древние, «что оставил, то пропало, что отдал, то твое». Вот мне хочется понять, для чего я это все нажил, и как могу это отдать.

В этом фильме вы еще и выступаете как актер. Специально для себя написали небольшую роль?

Нет, это не роль. Я в своем кино всегда хочу сыграть небольшой эпизодик, как Рязанов (но я не сравниваю себя с ним, конечно). И здесь я буду петь песню, которая является саундтреком фильма и вообще - главным смыслом всего сценария. Это песня на мои стихи, они написаны давно, лет 10-12 назад. Мне кажется, это мои самые лирические стихи – про воробушка. Музыку для песни написала моя подруга Ира Грибулина. Она написала грандиозно красивую музыку, и получилась пронзительная песня, до слез. Это мое стихотворение пронзительное - и получилась песня очень пронзительная.

Кадр из фильмаРасскажите об актерском составе вашего фильма. Главную роль исполнил Андрей Ильин, артист известный, а героиню – Янина Мелехова, дебютантка. Как вы ее нашли?

За полторы недели до начала съемок у меня исчезла главная героиня, уже утвержденная с костюмами, с гримом, со всем. Я после этого думал, что просто больше никогда в жизни не буду снимать кино! Но потом меня спасло чудо! Практически за три дня до начала съемок появляется Янина – она должна была играть маленькую роль продавщицы – и говорит, попробуйте меня на главную роль. Я сначала отказывался, но потом попробовал, и это оказалась грандиозная артистка, замечательная, она так точно играет, так здорово с ней работать.

Вы сказали, что будет телеверсия и фильм для проката, это так?

Да, мы делаем четыре серии, которые, надеюсь, будут показаны по Первому каналу.

А вы сами как больше хотите показать этот фильм – на ТВ или в кинотеатрах?

Да я хочу и так, и так. Я понимаю, что это разные вещи. С Марией Александровной Хмелик, той самой, которая 40 лет назад, назвала «Ералаш» «Ералашем», мы сделали сценарий нормального кино, а когда поступило предложение сделать четыре серии, то я уже работал с моим предыдущим автором, с «Крыши», Ириной Бурденковой. И мы, не трогая тот сценарий, добавили некоторые сцены. И теперь так жалко что-то убирать! Там получились такие яркие, сочные герои. Я не знаю, что с этим делать. Это будет огромная проблема - из 3,5 часов сделать 2. Это очень непросто - по живому резать, но когда-то меня учил Марк Донской, великий русский режиссер: «Никогда не жалей важного, ради главного». Не знаю, что получится. Возможно, это будет не то, чего мне хотелось. Я вообще волнуюсь, чтобы было кино: не сплю уже давно, меня колотит и волнует, но блистательный ансамбль артистов, которых мне удалось собрать, это счастье просто: Ильин, Янина Мелехова, Татьяна Кравченко, Владимир Долинский, Евгений Герчаков, блистательныйОлег Комаров. Мой оператор, грандиозный человек – Дмитрий Мальцев. Его последняя работа - «Иуда» - просто потрясающая. Он сделал такую картинку! Мне сейчас все говорят: «У тебя не русская картинка, у тебя не русское кино». В фильме есть масса эротических сцен, ну может не масса, но они очень красивые.

 

То есть он будет с ограничением «18+»?

Да, конечно. Он в любом случае будет «18+». Там есть еще прекрасный герой, которого сыграл Эммануил Виторган. Сыграл просто грандиозно старика-отца, скульптора, лукавого человека, но полного любви к жизни, ко всему, что происходит. Удивительный человек, восьмидесятилетний, который продолжает влюбляться и создавать прекрасные скульптуры. Там много любопытного: я постарался вложить в этот фильм все, что понимаю, что знаю, что интересно мне. Это касается и эротических сцен, которые снял Мальцев просто потрясающе красиво.

Кадры со съемок

 

Тем не менее вы считаетесь еще и экспертом по детскому кино, входите в специальный совет Министерства культуры, были экспертом на питчинге, который проходил летом. Как вам кажется, ситуация с детским кино все-таки в ближайшее время изменится?

Я все время говорю: ну ребята, что мы снимаем, ну нельзя за три копейки снять кино, которое увлечет детей! На все, что сейчас представлено в отечественном кино, детям глубоко наплевать. На питчинге было два или три хороших сценария. Но все равно нельзя сегодня за 25 миллионов снять кино - это глупость, это неправда! Но это, конечно, отдельный длинный разговор. Трагический разговор. Мы теряем поколение, оно американизируется, для них наш родной Чебурашка становится менее дорог, чем всякие жуткие твари.

Ну что-то из последних детских фильмов запомнилось?

Из детского кино? Я в ужасе! Мне каждый раз плохо, я думаю: боже мой, как ребенка повернуть, развернуть, увлечь. Как это сделать, ведь то, что выходит, это все ужасно. Все фестивали эти детские: все там хлопают, сидят, а детям это до лампочки.

А вообще из недавних российских фильмов что-то можете выделить?

Мне очень понравилась картина «Елена». Я не видел «Левиафан», говорят, любопытное кино, но вот «Елена» меня потрясла. Конечно, еще «Легенда №17», и, конечно, «Сталинград».

Дата публикации: 04.09.2014 - 12:00

Режиссер снимает фильм под названием «Между нот, или Тантрическая симфония».

«Симфония» —  второй полнометражный фильм создателя журнала «Ералаш». В отличие от первого проекта, посвященного детской психологии и отношению «отцов и детей», в фокус этой драмы попали вопросы социального неравенства и существования на одной территории людей с уже сложившимся мировоззрением, но такими разными целями и желаниями.
В июле этого года в небольшом дачном поселке под городом Королев, на берегу лесного озера съемочная группа кинокомпании «Ералаш» приступила к производству нового проекта под названием «Между нот, или Тантрическая симфония». Режиссером картины выступил Борис Грачевский. В картине приняли участие Наталия Лесниковская, Эммануил Виторган, Ольга Тумайкина и другие актеры.

Кадры со съемокКадры со съемок

Кадр из фильма«10 лет назад у меня возникла идея сделать киномелодраму про взаимоотношения двух поколений в лице взрослого мужчины и молодой женщины. На протяжении всего периода написания сценария мне приходилось останавливать процесс. Я долго не мог найти единомышленника-драматурга, который бы прочувствовал и понял суть моей истории. В тот период мне в руки попал сценарий фильма «Крыша», и я полностью погрузился в работу над картиной, но мысль воплотить «Симфонию» на экране не покидала меня. Случай свел меня с моей доброй знакомой, сценаристом и руководителем творческой сценарной мастерской во ВГИКе Марией Александровной Хмелик. Именно она и помогла мне насытить текст деталями, прописать диалоги и выразить мою идею на бумаге так, как я этого хотел. Я возлагал на этот проект большие надежды, но дважды получал отказ об экранизации. Пришлось побороться. В итоге, в этом году мне удалось запустить процесс подготовки и съемок, чему я рад до глубины души. Я верю, что у нас получится человеческое кино. Очень хочу, чтобы зритель пережил вместе с героями эту историю и был поражен финалом», — рассказал Борис Грачевский.

Кадр из фильма
Съемки фильма проходят в Москве и ближайшем Подмосковье. Его выход на экраны запланирован на начало 2015 года.

Кадр из фильма

Дата публикации: 15.09.2014 - 11:45

Борис Грачевский объясняет

Кинокомпания «Ералаш» начала съемки фильма «Между нот или Тантрическая симфония» режиссера Бориса Грачевского. Картина расскажет о всемирно известном авторе и исполнителе симфонической музыки, который большую часть времени проводит у себя в загородном доме, где он может творить и не отвлекаться на внешний мир. Бывшая жена и взрослый сын практически не участвуют в его жизни. Все меняется, когда главный герой встречает дочь своей домработницы.В главных ролях -  Андрей Ильин («Кука», «Метод Лавровой») и театральная актриса Янина Мелехова. Также в картине снимутся Эммануил Виторган («Чародеи», «День радио»), Татьяна Кравченко («Васса», «Сваты»), Наталия Лесниковская («Воронины», «Точка») и другие. Съемки пройдут в Москве и Подмосковье, а выход картины запланирован на начало 2015 года.

 

Поцелуй

Кадр из фильма

 

Кадр из фильма

Дата публикации: 21.08.2014 - 11:15

 С самого утра на солнечной площадке возле здания «Дома офицеров» шум и гам. Ошалевшие от летнего зноя дети, визжа на все лады, нарезают круги возле фонтана. У этих беззаботных школьников сегодня настоящий праздник. К ним в гости приехал ни кто-нибудь, а сам дядя Боря. Тот самый основатель и вдохновитель юмористического «Ералаша», на котором выросло не одно поколение нынешних взрослых. И если узнать Бориса Грачевского могут лишь немногие, то подхватить задорный мотив куплета про мальчишек, девчонок, а так же их родителей сумеет каждый.

А уж сколько смешных ералашевских историй знают малыши! «Вспомните свою любимую серию», - просит Борис Грачевский и в воздух, точно по команде, взмывают детские ладошки. «Я знаю про мальчика с подтяжками возле колодца… А я про стадион, на котором ловили рыбу или про морковную диету», - раздается из разных уголков зала.

Включаются в игру даже взрослые. Оказываются, у суровых воспитателей тоже есть любимые серии «Ералаша».

Грачевкий шутит и хохочет громче всех. С детьми он на короткой ноге. С журналистами тоже не церемонится – на вопросы отвечает охотно и весело.

В "Ералаше" снимаются только дети из Москвы и Подмосковья

- Борис Юрьевич, вы в Белгороде впервые? С какой целью?

- Я объехал практически все города в нашей страны и самое удивительное, что в близкий город Белгород ни разу не заезжал. Город такой красивый, светлый, чистый. Мне так понравился!
С какой целью? Слышите, там в зале шумит моя «цель». Мы приехали к детям. Я привез абсолютно новый «Ералаш». Посмотрим, как отреагируют дети. И от этой реакции будет зависеть, что оставим. А вы не рады, что я приехал что ли?

- Рады, Рады! Скажите, как вам с детьми работается?

- С детьми очень легко работать. Тяжело найти тех, с кем работать легко.

- У наших белгородских ребят есть шанс попасть к вам в «Ералаш»?

- В какой город не приедешь, все спрашивают: «А мы? А нас возьмете?» Наверняка в Белгороде есть талантливые дети, я даже не сомневаюсь. Но к великому сожалению снимаются только московские и подмосковные. Везти ребят и их родителей из других городов сложно, прежде всего, технически. В процессе съемок мы постоянно дергаем детей то на костюм, то на грим.

- Как распознаете харизматичных мальчиков и девочек на кастингах?

- Это хитрый вопрос. У меня огромный коллектив работает с детьми. Есть талантливые дети, которые тут же взрываются и у них через час-два кончается батарейка. Есть такие, которые долго не могут раскачаться, а потом их не остановишь. У нас сейчас играет гениальный мальчик Сережа, который снимался в «Елках». Очень интересный. Вот он сидит, сидит – слушает. Потом спокойно говорит: «Понял». Мотор – и он загорается так, что потом не остановить. Главное – это то, что на пленке, а не то, что за кадром. Сильный актер. Носим его на руках. У нас такое часто бывает, когда появляется какой-то лидер.

Борис Грачевский

- Борис Юрьевич, на съемках строго следуете сценарию или дети импровизируют?

- Дети не могут здорово импровизировать. Мы пробовали. Не получается. Поэтому есть сценарий. И главное, чтобы зритель думал, что это ребенок говорит от себя. Вот, что важно. Наши дети умеют все. Они знают, как смотреть, как поворачиваться перед камерой. Поэтому играют во многих картинах, сериалах, передачах.

Борис Грачевский собирается снять фильм с рабочим названием "Между нот"

- Через «Ералаш» прошло не одно поколение ребят. Вы себя мальчишкой в них узнаете?

- Нет. Я настолько погружен в эту работу, что у меня никогда не возникало желания вернуться в детство. Всегда жил по принципу: «Надо двигаться вперед, но никогда не забывать, что было сзади». И я не забываю. Но не хочу снова стать маленьким. Меня все устраивает. У меня очень яркое детство было. С шести лет на сцене. Ужас какой-то! Я на сцене 56 лет!

- А какие сейчас дети?

- Совершенно изменились. Они поумнели. Раньше мы снимали «Ералаш» для детей от 10 лет и выше. Сегодня пятилетние четко и ловко разбираются во всем, что мы делаем. И это очень хорошо, потому что общество не стоит на месте. Сегодняшний «Ералаш» - сегодняшним детям. Ты наверное тоже скажешь: «Когда я была маленькой, он был интереснее». Это фигня! Это ты состарилась, а мы нет. И мороженое раньше было слаще, ну правда же?
Я специально подбираю молодых авторов и режиссеров, которые знают, что нужно детям. Моему редактору 21 год. Иногда я на него ругаюсь: «Ты же молодой человек! Как тебе не стыдно быть такой занудой?»

- Борис Юрьевич, в 2009-м вы дебютировали с художественным фильмом «Крыша». Главные героини картины – три девочки. По-прежнему вдохновляетесь детьми даже в полнометражных фильмах?

- Картина на самом деле для взрослых и о взрослых. Она о внимании взрослых к детям. Если найду деньги, то сниму абсолютно взрослое кино, где не будет ни одного ребенка. Хочу сделать картину о поздней любви одного известного композитора к молоденькой девушке. Сценарий называется «Между нот».

Пока белгородские ребята смотрят новые серии «Ералаша» и надрываю животы от хохота, Борис Грачевский стоит в проходе зрительного зала и с удивление отмечает: «Эта серия для детей постарше, а смеются даже малыши. Значит понимают». Сегодняшнюю свою миссию московский гость выполнил «на ура». Его мальчишки и девчонки еще долго будут вспоминать встречу с весельчаком дядей Борей и его ералашевскими героями. Жаль, что сняться в знаменитом телепроекте так никому и не предложили.

Дата публикации: 03.06.2011 - 18:00

Страницы